КОМУ ВЕРИТЬ?
Похоже, массовые выступления становятся единственным способом добиться хоть какой-то справедливости. Люди разуверились! В чиновниках, в милиции, в декларациях о всеобщем равенстве перед законом.Как известно, в ночь со вторника на среду произошла трагедия - на перекрестке улицы Ленина и Комсомольского проспекта столкнулись внедорожник BMW и ВАЗ-21150, погибли два молодых человека - пассажиры "пятнашки".
На следующий день после аварии на Интернет-форумах появилась версия о том, что сотрудники ГИБДД пытаются "отмазать" водителя иномарки, некую пьяную женщину, сразу же скрывшуюся с места аварии, переложив вину на водителя автомобиля ВАЗ. Это и вызвало возмущение многих водителей, и в воскресенье около двухсот человек собрались на Октябрьской площади, чтобы привлечь внимание общественности к расследованию этого ДТП.
Кто-то скажет - чего тут возмущаться, все ведь ясно, виновный найден, дело заведено...
А как не возмущаться, если в сводке ГУВД за 30 мая указано, что авария произошла на
перекрестке параллельных (!) улиц Коммунистической и Ленина, и в той же сводке виноватым в автокатастрофе назван погибший в ней Андрей Молчанов, хотя камеры слежения четко зафиксировали BMW Х-5, проехавший на красный свет? И только в воскресенье заместитель начальника Ленинского ОВД Перми Андрей Шилоносов заявил, что "изначально было видно, что по факту ДТП был виноват водитель BMW". Так зачем же было врать?
Как не возмущаться, если уголовное дело было возбуждено только через двое суток, 2 июня, в пятницу, и, по мнению большинства участников воскресной акции, именно после того, как информация об аварии и назначенной на воскресенье акции появилась в СМИ и Интернете.
Как не возмущаться, если официальная версия происшедшего - за рулем BMW был некто Попов, охранник ООО "Уралпроммаш" и владелец автомобиля - опять-таки появилась только в воскресенье?
Как объяснить, что владельцы форума
www.teron.ru, где были размещены мнения горожан о причинах аварии, без объяснений закрыли обсуждение катастрофы и в понедельник утром уже как бы ничего и не происходило? Зато появились сообщения, что сотрудники милиции ведут проверку по факту публикаций в Интернете "компрометирующих их сведений"...
О какой вообще свободе слова речь, когда контролируются уже не только СМИ, но и Интернет-сайты? Какая это, к черту, демократия, когда я не могу высказать свое мнение даже в Интернете?
Ясно одно - чиновники добились, что в официальную версию аварии народ не верит.
"Надо выждать хотя бы девять дней, - в воскресенье вечером было написано на одном из сайтов. - Пусть адекватно отреагируют все те, кому это положено по их социальному положению, и те, кто обязан нести ответственность за возникшие тяжелые последствия. Если после девяти дней со дня смерти будет понятно, что "концы уходят в воду" (корпоративная тишь да гладь, да Божья благодать), а ситуация на дорогах не изменится, тогда надо будет организовывать еще одно общественное мероприятие. К сороковому дню после смерти - к пятнице, седьмого июля. Нельзя позволить, чтобы истинный виновник "обделался" лёгким испугом".
"Организовать еще одно мероприятие". Все потому, что не верит народ чиновникам...
Мы обратились за комментарием по сложившейся ситуации к депутату Государственной думы, председателю Движения автомобилистов России Виктору ПОХМЕЛКИНУ. Вот его мнение:
- Могу сказать следующее: эта авария выявила несколько очень серьезных проблем, которые существуют у нас в регионе, да и, наверное, во всей России. Проблема первая - крайне низкий уровень доверия к власти в целом и к милиции в частности. Именно поэтому сейчас, хотя расследование еще в самом начале, люди взбудоражены. Ко мне поступает множество сообщений, дело уже докатилось до Москвы и даже приобрело здесь определенный резонанс. Люди очень опасаются, что истина не будет установлена, что улики, необходимые для расследования, будут сокрыты и что виновные не понесут заслуженного наказания. Или, наоборот, будут привлечены к ответственности невиновные. Именно поэтому вчера я направил запрос прокурору Пермского края Кондалову, с тем чтобы это дело было взято под контроль и чтобы при расследовании была максимальная гласность. Такого рода дела нельзя расследовать тайно - кстати, какое-то время даже данные по аварии скрывались. Это тоже привело все к ненужным подозрениям.
Вторая проблема - этим случаем в очередной раз доказана крайняя небезопасность отечественных автомобилей, которые не спасают, а часто губят и водителей, и пассажиров. Объективный факт безотносительно того, кто прав, кто виноват в этой конкретной автокатастрофе - в иномарке все живы и здоровы, и почти все погибли в "Жигулях". Будь на месте "Жигулей" другая иномарка, я думаю, что исход аварии был бы иной.
И, наконец, проблема третья - я понимаю людей, особенно родственников потерпевших, и глубоко им сочувствую. Но следствие и суд не могут работать в условиях давления со стороны кого бы там ни было: власти, средств массовой информации или отдельных граждан... Я думаю, что все заинтересованные люди, обладающие какими-то полномочиями, к примеру депутаты Госдумы, должны выступить гарантами того, что расследование этого дела пройдет объективно, независимо и справедливо. Но ни в коем случае нельзя допустить ситуации, когда решения будут приниматься не по закону, а под давлением власти, что бывает очень часто, или разъяренной толпы. Давление общества - это нормально. Плохо, когда общество превращается в толпу, эмоции захлестывают и начинается прессинг, который судьи и милиция, к сожалению, не выдерживают.
Очень бы хотелось, чтобы были созданы нормальные условия для расследования фактов этой автокатастрофы, а наша задача сделать так, чтобы это расследование было максимально беспристрастным, открытым, честным и дало результаты, которые бы удовлетворили людей.
Автор: Алексей ИВАНОВ